"Никто тебе ни друг,никто тебе ни враг, но каждый человек тебе Учитель" (К. Антарова)
В методике преподавания любого предмета есть одно "золотое" правило: прежде, чем говорить о каком-либо явлении, процессе, законе и т.д., необходимо дать определение того или иного термина, дабы все слушающие (они же учащиеся), а также все участвующие в дискуссии, говорили на одном и том же языке и понимали друг друга. Другими словами, давайте попробуем не просто пожонглировать словами "принцип", "принципиальность", "беспринципность", а попробуем определиться, какой же смысл будем вкладывать в эти термины.
С моей точки зрения, "принцип" - это свод внутренних (личностных) правил, которые основываются на понимании "что такое хорошо, что такое - плохо". (Заметьте, я не говорю сейчас, кому хорошо или плохо - самому человеку или его соседу). Формирование этих правил происходит не только под влиянием воспитательных мер родителей, школы, общества, но и под влиянием обстоятельств жизни, и личностных аспектов человека, т.е. мироощущения и мировосприятия, а также его прошлого опыта. Эти правила определяют поведение и действия человека в той или иной конкретной ситуации в частности, и его поведение и действия на жизненном пути в целом.
Претерпевают ли эти правила изменения? Да, безусловно. У кого-то - больше, у кого-то - меньше. Но иначе бы не было развития. Принципы могут не только укрепляться и углубляться, но и меняться на прямопротивоположные (вчерашний безбожник становится верующим). То, что вчера было хорошо, было нормой, сегодня уже не годится или становится неприемлимым.
Итак, принцип[B] - это свод внутриличностных правил, определяющих норму поведения человека и направление развития человеческой личности.
Принципиальность - выполнение собственных принципов.
Беспринципность - полное отсутствие каких либо правил, либо выполнение их от случая к случаю. Чаще всего это зависит от того, выгодно или не выгодно это самому человеку в данной ситуации (при условии, что данная ситуация не наносит серьезного вреда процессу развития личности).